@ARTICLE{26543118_97717415_2013, author = {М. В. Каиль}, keywords = {, история образования, высшее образованиеСмоленский государственный университет}, title = {Из истории становления университетского образования в советской провинции}, journal = {Вопросы образования}, year = {2013}, number = {1}, pages = {256-272}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2013--1/97717415.html}, publisher = {}, abstract = {Каиль Максим Владимирович — кандидат исторических наук, доцент Смоленского государственного университета. Эл. Адрес: mvkail@mail.ru Адрес: Смоленский государственный университет — Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4.На примере организации Смоленского государственного университета, созданного в числе шести первых в Советской России, исследуется характер вовлеченности в становление университетского образования органов государственной власти разных уровней, общественной инициативы, интеллигенции, ассоциаций и научных обществ, видных ученых. Создание университета предстает как социокультурный феномен, определяющий развитие сферы образования, науки и культуры макрорегиона (Западного региона России).Определены этапы создания и выявлены сложности организации Смоленского университета. Описана его структура в первые годы работы, обозначено значение молодого вуза Западного региона для провинциального сообщества.Установлено, что ключевую роль в создании Смоленского университета сыграла региональная инициатива и бескомпромиссные созидательные действия членов Комиссии по организации университета, что свидетельствует об определяющей роли частной и общественно-научной инициативы в деле становления высшего образования в Советской России. Преодоление же объективных и субъективных трудностей в развитии Смоленского университета зачастую напрямую зависело от воли и энергии ведущих ученых, научных и педагогических коллективов отдельных факультетов и всего университета.Подчеркивается, что практика создания университета в провинции, развитие отдельных образовательных направлений опирались на потребности конкретного региона, его материальные возможности, ресурсы кадрового обеспечения. Быстрый рост университетской инфраструктуры в тяжелых условиях Гражданской войны был обусловлен приоритетностью задачи построения системы высшего образования в работе губернской администрации. }, annote = {Каиль Максим Владимирович — кандидат исторических наук, доцент Смоленского государственного университета. Эл. Адрес: mvkail@mail.ru Адрес: Смоленский государственный университет — Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4.На примере организации Смоленского государственного университета, созданного в числе шести первых в Советской России, исследуется характер вовлеченности в становление университетского образования органов государственной власти разных уровней, общественной инициативы, интеллигенции, ассоциаций и научных обществ, видных ученых. Создание университета предстает как социокультурный феномен, определяющий развитие сферы образования, науки и культуры макрорегиона (Западного региона России).Определены этапы создания и выявлены сложности организации Смоленского университета. Описана его структура в первые годы работы, обозначено значение молодого вуза Западного региона для провинциального сообщества.Установлено, что ключевую роль в создании Смоленского университета сыграла региональная инициатива и бескомпромиссные созидательные действия членов Комиссии по организации университета, что свидетельствует об определяющей роли частной и общественно-научной инициативы в деле становления высшего образования в Советской России. Преодоление же объективных и субъективных трудностей в развитии Смоленского университета зачастую напрямую зависело от воли и энергии ведущих ученых, научных и педагогических коллективов отдельных факультетов и всего университета.Подчеркивается, что практика создания университета в провинции, развитие отдельных образовательных направлений опирались на потребности конкретного региона, его материальные возможности, ресурсы кадрового обеспечения. Быстрый рост университетской инфраструктуры в тяжелых условиях Гражданской войны был обусловлен приоритетностью задачи построения системы высшего образования в работе губернской администрации. } }